|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новости Клинцов |
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Неизвестные Клинцы – еврейское кладбище17.08.16 18:38 Прочтений новости 47786 Новости В 1 км от Клинцов в районе посёлка совхоза 1 мая находится малоизвестное еврейское кладбище. В отличие от своих аналогов в Польше, Чехии, Украине, Беларуси с надгробиями 300-500-летней давности, некрополь в Клинцах относительно молодой с захоронениями 1940-1960-х гг. До революции весь юго-запад нынешней Брянской области (тогда эти территории были частью Черниговской губернии) от Новозыбкова, Стародуба, Клинцов до Мглина и Почепа входил в состав т.н. «черты оседлости», включавшей в себя часть современной Латвии, Беларуси, почти всей Украины, Молдавии и нескольких районов России (юго-запад Брянщины, город Себеж в Псковской и деревня Любавичи в Смоленской областях). К началу ХХ века евреи были крупнейшим неславянским народом России (5,2 млн., 4,1% населения империи и около 60% всего еврейского народа), 2 миллиона (4,5% населения) жило в Австро-Венгрии и 1,5 миллиона – в США.
К сожалению, информации в интернете о жизни еврейской общины Клинцов и юго-запада нынешней Брянщины крайне мало, оттого публикуемый пост из этого кладбища «на вес золота». Значительная часть клинцовских евреев окончательно эмигрировала в Израиль в 1999-2002 гг., что сильно сказалось на культурной жизни города. Помню, тогда из-за их массового отъезда в Клинцах в 1999 году сильно подешевели квартиры , оттого моя семья не смогла переехать в Тамбовскую область, где живут большинство родственников, с которыми мы активно подерживали контакты.
Согласно Всероссийской переписи населения 1897 года, в тогдашнем посаде Клинцы проживало чуть более 2000 евреев, что составляло 17% от общей численности насления родного города в 11900 человек, в 1923 году – 4973 жителей , в 1939 году - 6505 евреев. В декабре 1941 года во время немецкой оккупации Клинцов было расстреляно 3000 человек узников Клинцовского гетто на территории завода им.Щорса (нынешний Клинцовский автокрановый завод).
Из известных людей еврейской диаспоры Клинцов можно вспомнить художника Якова Крамера (1892-1962 гг.), который вместе с семьёй эмигрировал в Англию в 1902 году. Его отец учился в Академии художеств у Ильи Репина в Петербурге.
Основное различие между христианскими и еврейскими кладбищами исходит из традиционного еврейского принципа «ненарушения могил»: мощи усопших должны навсегда остаться в том месте, где были преданы земле. Христианское понимание позволяет нарушать существующие захоронения после определенного времени для выполнения новых. Христианское кладбище, которое не используется в течение длительного времени, может быть ликвидировано. Согласно принципам иудаизма каждое надгробие и целое кладбище неприкосновенны, к тому времени, пока известно о его местонахождении. К исключениям относятся случаи, когда выполняется эксгумация для переноса останков на Святую Землю или в семейную могилу, а также для переноса с нееврейского кладбища.
Еврейское кладбище около Ленинграда. Кривой забор из гнилой фанеры. За кривым забором лежат рядом юристы, торговцы, музыканты, революционеры. Для себя пели. Для себя копили. Для других умирали. Но сначала платили налоги, уважали пристава, и в этом мире, безвыходно материальном, толковали Талмуд, оставаясь идеалистами. Может, видели больше. А, возможно, верили слепо. Но учили детей, чтобы были терпимы и стали упорны. И не сеяли хлеба. Никогда не сеяли хлеба. Просто сами ложились в холодную землю, как зерна. И навек засыпали. А потом — их землёй засыпали, зажигали свечи, и в день Поминовения голодные старики высокими голосами, задыхаясь от голода, кричали об успокоении. И они обретали его. В виде распада материи. Ничего не помня. Ничего не забывая. За кривым забором из гнилой фанеры, в четырёх километрах от кольца трамвая. Иосиф Бродский
Субэтническая группа евреев Ашкеназы (ивр. יהודי אשכנזי) сформировалась в Центральной Европе из переселенцев из Иудеи в Германию в процессе территориального расширения Римской империи. В Средние века, когда евреи стали привычной частью европейских городов, сформировался язык идиш, близкий немецкому со множеством древнееврейских, славянских, романских и тюркских элементов. Одновременно в тогдашней средневековой Испании образовалась другая подгруппа романоязычных евреев сефардов.
В Европе иудеям жилось несладко, и погромы с сотнями убитых в Англии, Франции, Германии были тогда в порядке вещей. Польша же стала той страной, куда евреев пригласили в целях развития торговли из-за слабого местного польского купечества, благодаря чему к XVIII в. в Речи Посполитой (включая Литву после Люблинской унии) жило до 80% всех ашкеназов. В XVIII в. в ходе разделов Польши между Россией, Пруссией и Австрией (1772, 1793 и 1795 гг.), значительная часть еврейского населения Литвы, Беларуси, центральной и восточной части самого Царства Польского стали подданными Екатерины II, которая своим указом и определила территорию «черты оседлости» в 1791 году, где им позволялось селиться и торговать. На деле, лазеек из официальной «черты» было много, официальных так и не очень, вне черты могли жить купцы 1 гильдии и особо ценные специалисты.
Рассказ о жизни всей еврейской общины, включающей в себя такие этнографические понятия, как польские, украинские, белорусские евреи и т.д. , не является целью данной репортажа. Очень обстоятельный пост вы можете почитать у блогера Ильи Буяновского varandej здесь. Клинцовская еврейская община стала таким же свидетелем исторического процесса на протяжении 2 половины XIX и всего XX столетий: они же пережили еврейские погромы и антисемитскую политику при правлении Александра III, которая подтолкнула к первой массовой эмиграции 1,9 млн. человек в США; 1 мировая война и упразднение «черты оседлости» Временным правительством накануне Октябрьской революции, давшей возможность евреям переселяться в центральные губернии РСФСР; это и Холокост во время нацисткой оккупации, уничтоживший, к примеру, 96% еврейского населения Литвы. Завершающим этапом исчезновения еврейской диаспоры стало образование государства Израиль, массовая репатриация (Алия) на «землю обетованную» в 1980-1990-е гг. из бывшего СССР. История на реальных событиях, достойная целого эпохального произведения «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.
Это кладбище - свидетельство старой отмершей шкурки, когда-то сброшенной целым народом при репатриации в Израиль. Так как почти все родственники умерших уже живут не в Клинцах, за могилами некому ухаживать.
История еврейской общины юго-запада Брянщины- это целый неисследованный пласт, достойный отдельной университетской докторской диссертации. Отдельные кладбища сохранились в Новозыбкове, Сураже, Мглине и Почепе в различной степени сохранности. В Стародубе уцелело бывшее здание синагоги, где сейчас почта.
Блогер и путешественник Кирилл Моисеев, специально для Клинцы.ИНФО Интересное по теме: Еврейское кладбище в городе Почеп Брянской области
Еврейское кладбище в городе Новозыбков Брянской области
______________________________________________________________________
ВК - https://vk.com/klintsyinfo
Комментарии:
Другие новости этой рубрики:
16.10.24–09:34 Жительница Клинцовского района осуждена по уголовному делу о заведомо ложном доносе | 107
|
|
Справочник компаний Клинцов | Презентации компаний Клинцов | Новости и события Клинцов | Новости компаний Клинцов | Горсправка Клинцов | Афиша Клинцов | Работа в Клинцах | Недвижимость Клинцов | Авто Клинцов | Объявления Клинцов | Погода в Клинцах | Курсы валют в Клинцах | Голосования Клинцов | Форумы Клинцов | Отправить SMS в Клинцах | Юмор в Клинцах | Рестораны и кафе | Фотоальбомы | Все разделы портала Клинцов |
||||||||||||||||||
Клинцы.ИНФО – городской информационно-деловой портал
© 2008-2024. Все права защищены и охраняются законом. |
© Клинцы.Инфо - При копировании материалов прямая ссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-66882 от 22 августа 2016 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Учредитель и главный редактор В.Д. Шик |