Клинцы.ИНФО

Клинцы.Инфо ВконтактеКлинцы.Инфо в ОККлинцы.Инфо
в ТвиттереКлинцы.Инфо в Телеграм - Клинцы.Инфо в TikTokКлинцы.Инфо в YouTube

Новости

Веб-камеры

Каталог Горсправка Афиша Работа Недвижимость Авто Объявления Форумы Реклама Видео

Новости Клинцов

 

Публикации

Новости и события

Новости компаний

 

Новости и события













Архив новостей


     

Десять лет рок-н-ролла! …и ещё один. Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»: ретроспектива и размышления

30.04.17 00:18
Прочтений новости 2244

Новости

Фото новостиСегодня, встречая зрелой весной на городских афишах знакомую вывеску с уставившимся на нас атомным алым зрачком и надписью «Свой взгляд», мы не удивляемся: кажется, что этот весенний городской фестиваль был всегда, и всегда будет. Однако, это не так – история фестиваля хоть и богата, но не столь уж давняя, а его будущее до сих пор выглядит туманно.

Предтечи и начинатели


На рубеже тысячелетий рок-н-ролльная жизнь Клинцов если и не кипела, то явно не находилась в стагнации: в городе было немало увлечённой молодёжи, постоянно репетировало несколько коллективов, вписывавшихся на репетиционные точки кто куда мог, регулярно и довольно часто проходили рок-концерты с их участием. Однако, молодой рок-сцене отчаянно не хватало простора, взаимодействия с «братьями по разуму» из других городов – бесконечно варясь в одном котле, таланты перегорали.

Решить проблему попыталась в 2001 году группа неформальных энтузиастов, практически собственными силами организовавшая в ныне снесённом здании «октябрьского» кинотеатра фестиваль с говорящим названием «Пора начинать врубаться!». Вместе с лучшими клинцовскими группами там выступили гости из Брянска и довольно прогрессивного в те годы в плане музыки Новозыбкова. Резонанс события бы огромен, что немало сделало для популяризации рок-культуры; многие именно после него и «начали врубаться».

Волны от события разошлись во времени так далеко, что несмотря на то, что многие непосредственные организаторы того фестиваля «отошли от дел» и уехали из города, ещё несколько лет силами коллектива ЦКиД «Современник» проходили локальные концерты под серийным названием «Врубайся!», пользовавшиеся стабильным интересом и публики, и исполнителей. Именно этот неослабевающий интерес, видимо, и подтолкнул к мысли о том, что город уже готов к чему-то более серьёзному. К счастью, на дворе был ещё относительно «богатый» 2006-й, давать деньги на молодёжную культуру ещё не считалось безумным расточительством, и область инициативу поддержала. Так пришло время «Своего взгляда».

Со стороны городской культуры «зачинателями» фестиваля стал семейный тандем Александра и Татьяны Шведовых, руководивших ЦКиД "Современник". В качестве «крестного отца» от областного культурного сообщества выступил композитор Юрий Формин, активно помогавший фестивалю. Стоит упомянуть и энтузиазм юных участников молодёжной творческой мастерской, возглавляемой в те годы талантливым организатором Галиной Туевой: ребята много лет по-волонтёрски самоотверженно работали на фестивале и сделали многое, чтобы он стал тем, чем стал.
Нужно сказать, что «Свой взгляд» во все годы был и остаётся по сей день в первую очередь рок-фестивалем. При этом за прошедшие годы он принял под своё крыло множество направлений: от авторской песни и декламации до граффити и брейкинга, что, безусловно, расширило его аудиторию, и в определённом смысле пошло на пользу.

Первые годы


Итак, первый фестиваль «Свой взгляд» прошёл в городе 25 апреля 2006 года, оказавшись приуроченным к 20-й годовщине Чернобыльской катастрофы (этот «чернобыльский след» ещё долго не оставлял фестиваль впоследствии).

Событие это было достаточно грандиозное и во многом невиданное. Рок под открытым небом, на главной городской сцене – прямо напротив администрации! С крутым привозным звуком! С достойными призами! И самое главное – с интересными, неизвестными раньше участниками! Победителями первого феста, навсегда вписавшими своё имя в его историю, стали незаурядные дебютанты из Брасово – группа Crazy (читается как «сразу», игра слов и смыслов).

Планка, заданная первым фестивалем, оказалась настолько высока, что, когда в следующем году его решили провести в гораздо более привычном «камерном» формате, собравшись в закрытом детском легере «Орлёнок», выяснилось, что это не выдерживает никакого сравнения, и тот «Свой взгляд» так и остался «неномерным», безымянной репетицией перед полноценным фестивалем, который вернулся в город лишь год спустя, в 2008-м.

На этот раз финансирование оказалось уже не таким щедрым, да и городские власти не рискнули вновь отдать рокерам главную сцену, и фестиваль переехал на летнюю сцену в городском парке. Надо сказать, место было во многом удачное: сохранялся рок-н-ролльный формат «оупен эйра», к тому же парк в те годы всё ещё оставался популярным местом молодёжных гуляний, где публика могла собраться даже стихийно. Были у места и минусы: помимо возможных неурядиц с погодой (неизбежная проблема концертов под открытым небом), многочисленные, но невоинственные и плохо организованные «рокеры» оказались слабо защищены от провокаций со стороны местных «гопников», с энтузиазмом отнёсшихся к возможности «погонять волосатых»; многочисленные патрули милиции при всём желании не могли удержать под контролем всё, что происходило на территории парка.

2008 год


Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.

Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.

Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.


Ещё одним минусом стал заметно упавший уровень качества звука: дорогой привозной аппаратуры больше не было, «Современнику» пришлось обходиться своими силами. И тем не менее, фестиваль однозначно удался: заметно выросло и число, и уровень участников, приехали гости из Брянска, Новозыбкова, Унечи, Дятьково, Севска, но победителями вновь стали полюбившиеся клинчанам брасовчане Crazy.

Следующий, уже третий номерной «Свой взгляд», проходивший в 2009-м, сохранил и место проведения, и наметившиеся тенденции к росту. Ещё сильнее подрос уровень участников, больше стало гостей из областного центра, да и местные коллективы постарались показать себя на достойном уровне. Победитель был и вовсе невиданный: исполнявший с трудом поддававшийся классификации коктейль стилей коллектив из Брянска с провокативным названием Половая психопатия, возглавляемый хорошо известным тогда в городе Павлом Ревковым. Клинцовский рок рос, и лучше всего это было заметно по заполненному до краёв разношёрстной, но воодушевлённой публикой городскому парку: многие очевидцы вспоминают те годы, как лучшие в истории фестиваля. Но настоящий расцвет пришёл к нему позже.

2009 год


Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.

Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.


Переезд и расцвет


Четвёртый «Свой взгляд» 2010-го года принёс серьёзные изменения. Во-первых, оказалась недоступна предыдущая площадка в городском парке, взамен которой рокерам был предложен только что отремонтированный и сменивший профиль со спортивного на танцевальный зал ЦКиД «Современник». С одной стороны, это решало ряд проблем, с другой, психологически было неприятно: рокеров убрали со всеобщего обозрения и запихнули в полутёмное помещение, ограничив стенами. К тому же, в зале ещё ярче обозначились проблемы со звуком: то, что отчасти прощалось оупен-эйру, в зале звучало совсем плохо. Паршивый звук, кстати, с тех пор стал едва ли не «визитной карточкой» «Своего взгляда»: несмотря на все ухищрения, замену звукорежиссёров и введение саундчеков, это проклятие преодолеть фестивалю так никогда и не удалось.

2010 год


Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.

Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.


Вторым главным нововведением той весны стало то, что фестиваль стал «мультиформатным»: под влиянием проходивших в те годы областных молодёжных фестивалей, в программу ввели граффити, популярный тогда BMX и совершенно забытый сейчас тектоник. С тех пор список дополнительных «дисциплин» изменялся и пополнялся, но начало было положено именно тогда.

Интересно, но именно на новом месте, со всеми его минусами, фестиваль в 2010 – 2012 годах достиг невиданного расцвета. Непрерывно расширялась география фестиваля: так и не выйдя в рок-н-ролльной своей части за пределы Брянской области (единственным исключением стало выступление профессиональной группы из Гомеля, но это было позднее), он зато охватил её максимально полно, от Навли до Злынки. Постоянно росло количество участников, доходя в лучшие годы до без малого двух десятков; так «Свой взгляд» стал самым авторитетным и представительным фестивалем Юго-Запада Брянской области, конкуренцию которому непродолжительное время мог составить лишь стародубский «Старбург фест».

2011 год


Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.

Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.


В концертных выступлениях приняли участие десятки коллективов, среди которых появились и новые любимцы клинцовской публики, такие, например, как Исповедь из Бытоши, исполнявшие добротный хэви-метал старой школы, или дятковчане NewB, игравшие задорный танцевальный гаражный рок с женским вокалом. Начали складываться и преимущественные вкусы клинцовской публики: как оказалось, симпатии клинчан преимущественно на стороне хэви-метала (что оказалось достаточно неожиданно – практически никто из именитых клинцовских групп в этом стиле не играл).

Если победителями 4-го «Своего взгляда» вновь стала брянская Половая психопатия, показавшая лучшее шоу, то уже в следующем году лидерами стали исполнявшие классический хэви Кристалл из Севска, а сенсацией следующего фестиваля стала упомянутая бытошьская Исповедь - завзятые хэви-металлисты. Достигла нового расцвета и местная сцена: клинцовские коллективы больше не выглядели провинциалами на фоне брянских музыкантов, играли достойно и самобытно.

Поздние годы


Где-то начиная с 2013 года в рок-н-ролльной части фестиваля, которая к тому моменту стала называться всего лишь одной из номинаций, но не переставала быть сердцем «Своего взгляда», наметился, поначалу едва заметно, определённый упадок. Да, группы по-прежнему продолжали приезжать, география и список участников – расширяться, а любимчики – радовать (так, лауреатами седьмого «СВ» в 2013 году стали давние друзья фестиваля NewB, в следующем году местную публику больше всего порадовали новые фавориты – Epilog из Брянска, а в 2015 году гран-при девятого «взгляда» снова получила горячо любимая клинчанами Исповедь, переехавшая в Дятьково).

2013 год


Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.

Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.

Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.


Однако, былого задора это уже не вызывало, а толпы из сотен поклонников рока в зале сменили группы из десятков преданных фанатов жанра. Причины произошедшего до сих пор не до конца понятны, но одной из них, безусловно, стала деградация и распад клинцовской сцены. Многие городские самодеятельные коллективы за это время прекратили деятельность: кто-то достиг «потолка» и не смог прогрессировать в отсутствие сцены (в городе до сих пор дефицит концертных площадок, открытых для местных музыкантов, и решения этой проблемы пока не предвидится), кто-то уехал из города, кто-то ушёл из музыки.

На смену старым «звёздам» (с какой бы натяжкой не применялось к ним это слово) не пришёл, увы, никто, кроме ученических групп из студии Юрия Чибисова, а эти юные музыканты, при всём к ним уважении, не способны взвалить на себя груз лидеров клинцовского рока. Не стало местной сцены – упал и интерес публики к року, перестали приходить новые поколения рок-н-ролльщиков, и как результат – полупустые залы. Даже у самых старых и преданных зрителей фестиваля начал всё чаще закрадываться вопрос: «А нужно ли это здесь ещё хоть кому-нибудь?»

Всё больше нареканий начал вызывать и крайне морально устаревший протокол фестиваля. Ещё в дни основания «Своего взгляда» его положение с конкурсной программой и оценкой выступлений музыкантов профессиональным жюри с последующим вручением призов, было немыслимым ретроградством и провинциализмом: «конкурсные» рок-фестивали давно отошли в прошлое. Теперь же этот элемент соревновательности, уместный у батлующих брейкеров, но абсурдный у совершенно не склонных к тому, чтобы «переиграть» друг друга рокеров, начал выглядеть странным и бессмысленным. Организаторы, однако, не спешили отказаться от привычного формата, всё больше и больше набивавшего оскомину и зрителям, и участникам.

Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.

Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.

Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.

Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.

Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.

Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.

Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.


Юбилейный, десятый «Свой взгляд» и вовсе показался «упадочным» и участникам, и зрителям, и даже, наверное, организаторам: от былых неисчислимых толп фанатов остались единицы, группы фактически играли друг для друга. Неожиданно не столь высоким, как обычно, оказался и уровень участников, хотя программу и украсили выступавшие вне конкурса маститые брянцы No Name Band. В итоге, словно желая опровергнуть распространённое убеждение в том, что современная местная сцена скорее мертва, чем жива, жюри вручило первый приз клинцовским дебютантам Terminal Stage. Впервые гран-при получила клинцовская группа, в первый раз лауреатом стал коллектив, придерживающийся экстремальных направлений метала. Многое тогда произошло впервые, но не оставляла мысль, что тот фестиваль станет последним.

…и ещё один?


Для убеждённости в этом за год поводов только прибавилось в конце 2016-го был расформирован как самостоятельное подразделение ЦКиД «Современник», а организаторы фестиваля, чета Шведовых, попали в опалу. Казалось бы, какой фестиваль без основателя?

Однако, в марте знакомые яркие афиши снова оказались на стендах города. Настораживал только день проведения – пятница. Ясно было, что в будний день многие желающие прийти просто не смогут. Ещё больше настороженности вызвал прошедший слух, что рок-номинацию в этом году думали отменить вовсе. Но как же? Зачем тогда вообще проводить «Свой взгляд»?

Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.

Вдогонку одиннадцатому рок-фестивалю «Свой взгляд»:ретроспектива и размышления.


Начиналось, впрочем, всё вполне «за здравие». Торжественное открытие на центральной площади города, конкурс плакатов на тему охраны природы (ведь в стране Год экологии), ещё один «экологический» конкурс «ЭКО-моды» (пусть и полностью аналогичный проходившему неделю назад городскому), возвращение к традиции проводить конкурс бардовской песни на мемориальном конкурсе «Речечка» (неоднозначное, на мой взгляд, решение, всё-таки пение на братской могиле… Впрочем, давняя традиция фестиваля). Вышли на батл брейкеры, и пришло время устремиться к сердцу и средоточию духа фестиваля – рок-номинациии!,.

Увы, в зале «Современника» стало ясно, что с рок-н-роллом-то как раз в этом году на «Своём взгляде» полнейшая катастрофа. Для выступления номинировались всего пять коллективов, из которых три молодёжных «привёл» их художественный руководитель Юрий Чибисов (за что ему отдельная благодарность: без его подопечных фестиваль просто не состоялся бы). Ещё один коллектив приехал из Стародуба, спасая областной статус феста (именно им, группе P.S., в итоге заслуженно и ушёл первый приз), а ещё один самобытный коллектив представило местное Моторное братство во главе со своим бессменным лидером ветераном Олегом Ляховым. Всё! Под стать донельзя короткому перечню участников был и зрительный зал, в котором кроме самих музыкантов едва ли набралось больше пары десятков зрителей.
Это был провал. Больше по сути добавить нечего.

Что делать?


Естественно, я не стану никого учить делать его работу или объяснять прописные истины, однако есть несколько соображений, которые, возможно, помогли бы избежать нынешним организаторам фестиваля подобного провала в будущем (если, конечно, на то есть их добрая воля).

Во-первых, назначать молодёжный фестиваль на полдень буднего дня – это для фестиваля убийство. Не стоит надеяться на то, что достаточно будет пары классов, в приказном порядке пригнанных из школ и колледжей: если фестиваль интересен, молодёжь и так на него толпой повалит, не так уж много у нас для неё развлечений. Но для этого для начала он должен проходить в удобное для всех время.

Во-вторых, медийная поддержка фестиваля в этом году практически отсутствовала, в результате о нём ничего не знали ни его потенциальные участники, ни многие зрители. Если нужно, чтобы анонс фестиваля опубликовала половина новостных ресурсов области, то надо написать (а лучше и позвонить, и написать) во все ресурсы. Если надо, чтобы страница мероприятия в соцсетях имела эффект, надо чтобы несколько человек хорошенько проспамили её на всех доступных площадках и у друзей, и своих друзей подрядили сделать то же самое. Так это работает. А если это не работает, то о вас никто не знает, и вас всё равно, что нет.

В-третьих, в принципе любые формы продвижения фестиваля, поиска возможностей его поддержки, привлечения участников – вопрос архиважный, и если этим не заниматься активно, фестиваль умрёт или выродится в какое-то локальное, местечковое, незначительное мероприятие (что, в принципе, со «Своим взглядом» сейчас и происходит).

В-четвёртых, фестиваль должен стать современным. Не стоит тащить из прошлого всё его наследие: давно пора разогнать ненужное жюри рок-фестиваля, каждому из участников вручить по диплому за участие и позволить выступать без оглядки на бессмысленное соревнование. А если так уж нужен победитель, то его вполне способна выбрать сама публика (в конце концов, всё это для неё). Это отчасти решило бы и проблему жесткого регламента времени выступлений. Нужно заботиться не об удобстве жюри, а о музыкантах и публике.

В-пятых, отбор участников и список допущенных до выступлений должны быть открытыми. Никто не ходит на рок-концерт «просто послушать рок», зрителю интересны исполнители.

В-шестых, в идеале было бы неплохо, как это ни сложно к осуществлению, вернуть фестивалю формат оупен-эйра. Рок-н-ролл - музыка свободы, он не любит стен. В конце концов, в том, что брейкеры соревнуются под открытым небом, а рокерам приходится сидеть закрытыми в резервации, есть что-то порочное.

Всё вышеперечисленное (и многое из того, что могли бы предложить другие зрители фестиваля со стажем) актуально, впрочем, только если у его организаторов есть твердое намерение вернуть «Своему взгляду» его размах и статус, и покорить с ним новые вершины. К сожалению, до сих пор вопрос: «Нужно ли это хоть кому-нибудь?» остаётся открытым. Если же люди, отвечающие за его проведение, склонны отвечать на него отрицательно, было бы уместно похоронить окончательно «Свой взгляд» и прекратить глумиться над его трупом: без своего тёплого, бьющегося рок-н-ролльного сердца он совершенно нежизнеспособен.

Предлагаю будущее фестиваля к открытому обсуждению.

Андрей Бондаренко, постоянный член жюри рок-номинации фестиваля «Свой взгляд» с 2011 года.


______________________________________________________________________
Присоединяйтесь к СМИ Клинцы.Инфо в социальных сетях!

ВК - https://vk.com/klintsyinfo
Телеграм - https://t.me/klintsyinfo
OK - https://ok.ru/klintsyinfo
YouTubehttps://www.youtube.com/channel/UCtuzJDrrUyf-05Ytd69zhHA/videos?shelf_id=0&view=0&sort=dd
TikTok - https://www.tiktok.com/@klintsy.info



Поделитесь ссылкой:



Комментарии:


Другие новости этой рубрики:

 Клинцы.ИНФО – городской информационно-деловой портал

© 2008-2024. Все права защищены и охраняются законом.
Контактный телефон редакции: +7 900 36-55-000
e-mail редакции: admin@klintsy.info

© Клинцы.Инфо - При копировании материалов прямая ссылка обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-66882 от 22 августа 2016 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и главный редактор В.Д. Шик

  Яндекс.Метрика