Клинцы.ИНФО

Клинцы.Инфо ВконтактеКлинцы.Инфо в ОККлинцы.Инфо
в ТвиттереКлинцы.Инфо в Телеграм - Клинцы.Инфо в TikTokКлинцы.Инфо в YouTube

Новости

Веб-камеры

Каталог Горсправка Афиша Работа Недвижимость Авто Объявления Форумы Реклама Видео

Новости Клинцов

 

Публикации

Новости и события

Новости компаний

 

Новости и события













Архив новостей


     

Одна маленькая большая война

02.05.20 09:55
Прочтений новости 4008

Новости

Фото новости



Клинцы.Инфо проводит литературный конкурс «Семейные истории о войне», посвященный 75-летию Великой Победы, подробнее: http://klintsy.info/news/publication-62/




Участник № 20 Анна Березовская (возрастная категория от 17 лет и старше)

«Одна маленькая большая война»


Я - поздний ребёнок. Моим родителям было по 39, когда я родилась. И потому, в отличие от многих сверстников, Великую Отечественную войну прошли не мои прадеды и прабабушки, а родители моих родителей. То есть от войны меня отделяет всего одно поколение. И может быть именно поэтому я всю жизнь чувствую с этой темой очень тонкую связь. Война 1941-1945 – это без преувеличения моя религия. Моя вера и моя надежда.

Из всех своих бабушек и дедушек я знала лично только мою бабушку Аню. Ганну, как привычно звали ее односельчане на украинский манер. Моей маленькой Ганке было только 13 лет, когда началась война. К тому времени она уже успела нахвататься от судьбы ударов. Пало в годы коллективизации крепкое хозяйство, сколоченное её отцом, едва не погибла она сама во время голодовки 1933. Но основные удары были, к сожалению, впереди. К июню 1941-го моя бабушка успела окончить только 6 классов Ардонской школы. И эти 6 классов навсегда остались ее единственным образованием. Что кстати не мешало ей отлично решать задачи про лодки в стоячей воде из моего учебника по алгебре за 9 класс. Она всегда превосходно рассчитывала правильный ответ. Хотя и сама не могла логично объяснить, как именно он получился.

К декабрю 1941-го, во время оккупации Брянской области бабушка осталась совсем одна. Один из ее братьев – Павел – ушел на фронт и пропал без вести. Брат Егор попал в плен, сумел сбежать, но умер дома от полученных ран. Третий брат Николай тоже воевал, какое-то время о его судьбе не было никаких известий. Родители – Фёдор и Елизавета умерли один за другим. Сзади единственного совместного снимка с матерью Ганка, подобно Тане Савичей, написала: «Мать моя умерла 14 декабря в 2 часа ночи. В праздник воскресенье, хоронили в понедельник. Шуликова Елизавета Андреевна». Читать подобное, конечно же, очень тяжело. Так в одночасье 13-летний ребенок потерял всю семью и остался самостоятельно жить в опустевшем доме.

Про войну бабушка говорить не любила. Рассказывала только один случай, казавшийся ей забавным. Хотя бы потому, что, если бы он закончился немного иначе – этот рассказ я бы не писала. Потому как на свет не появилась бы ни моя мама, ни сама я.

Конкурс

бабушка Аня с матерью


Конкурс

запись на обороте фотографии


Во время оккупации в бабушкин дом пришли жить «квартиранты». Это были просто беженцы, чей дом заняли немцы и жить им было негде. Как современные квартиранты денег они, конечно же, не платили. А просто пришли, потому как в доме, кроме 13-летней девочки никто не жил. Какие-то овощи с огорода у Ганки водились, старшая сестра Проня, у которой была уже своя семья, тоже иногда ее подкармливала. А вот бытовых принадлежностей, по типу шампуней, мыла, порошка и прочего, конечно же, ни у кого не было. Ганка услышала от квартирантов, что немцы обещают по куску мыла за стирку и решила пойти на работы вместе с ними. Она уже представляла как, наконец, постирает свою изрядно поношенную одежду. Но, как говорится, не тут-то было. Немцы навалили перед пришедшими несколько куч грязного белья и раздали по кусочку мыла, размером меньше, чем спичечный коробок. Этим кусочком предполагалось постирать всё, что они принесли (что уже было нереально), а уж о том, что часть мыла можно забрать себе, речи вообще не шло.

«Гидилась я вашего мыла», - заявила немцам моя разозлившаяся маленькая Ганна и, резко развернувшись, отправилась было назад ко двору. Немцы хотя ардонского диалекта и не знали, но посыл поняли: схватили за шкирки, достали автомат. Девочка ударилась в слёзы. Худенькая, дробненькая, изнемождённая вечным недоеданием, она выглядела не на 13, а лет на 9-10 максимум. Кто-то предложил не тратить зря пули, а обойтись прикладом. Одного удара бы вполне хватило. И тут то ли переводчик, то ли кто-то другой из солдат, бывших неподалёку, позвал предполагаемых палачей по срочному делу. Ганка в этот момент со всей дури бросилась домой. И потом несколько дней сидела в хате безвылазно. Боялась выйти на улицу, боялась, что её узнают, вспомнят о желании наказать и убьют, как и планировали. Больше Ганка ничего не пыталась раздобыть: ни мыла, ни чего ещё. Урок получила на всю жизнь.

Из трёх бабушкиных братьев с войны вернулся только старший – Николай, или Микола, как его звали в семье. Про него смело можно сказать: «Прошёл всю войну». Микола был сапёром, дослужился до ефрейтора. На сайте «Подвиг народа» я нашла его боевой путь и награды: «Медаль за взятие Берлина», «Медаль за взятие Кенинсберга», участие в освобождении Польши…

Конкурс

Боевой путь Шуликова Николая Фёдоровича



Егор похоронен в Ардони, где могила брата Павла не знает никто. Моя тётя Таня нашла информацию на сайте ОБД «Мемориал»: «Ст. Шуликов П.Ф. похоронен в братской могиле в селе Борщёвка в Украине». А тот ли это П.Ф., кто же теперь поймёт. Столько их таких: безымянных, с одними только инициалами, с перевёрнутыми фамилиями и судьбами осталось лежать в земле по всей Европе.

Брат другой моей бабушки погиб в битве за Севастополь. Ефим Кривонос пропал без вести в 1942. Он был призван на фронт ещё в 1937-м из военкомата в Макеевке. Из родительского дома в Донецке ушёл служить на Черноморский флот и не успел вернуться со службы домой, как началась война. У нас дома есть один из томов Книги Памяти, где среди прочих столбиков имен погибших и пропавших без вести солдат и моряков указано и его имя.

Бабушка Наталья, проводив мужа на фронт, осталась на руках с двумя дочерьми. Девочки войну не пережили. Мой дед Иван сражался в районе Тулы, защищая город оружейников и подступы к Москве. Там, осенью 1941-го он попал в плен, откуда бежал вместе с товарищами. Затем снова оказался на фронте, уже под Гомелем. В боях за освобождение Беларуси он получил тяжелое ранение в руку, долго лечился в госпитале на Урале. После чего его уже комиссовали домой – в родное село Селище. С войны он вернулся с Орденом Великой Отечественной войны и званием «Инвалид 2й группы».

Конкурс

Орден деда Ивана Березовского



У другого моего дедушки Василия – мужа добытчицы мыла Ганки – судьба не менее драматичная. В 1943 году его из родного села Зап-Халевичи угнали на работы в Германию. Такая незавидная участь ждала многих подростков, живших на оккупированных территорий. Дважды он с товарищами пытался бежать из эшелона, в котором их везли, но оба раза немцы их ловили и возвращали обратно. В Германии Василий работал на сельскохозяйственных угодьях.

Конкурс

дед Василий Яковенко



Мы не знаем подробностей его жизни в тот период. Людям, которые пережили подобные ужасы войны, было не свойственно рассказывать об этом. Мама говорит, что дедушка никогда не говорил о том времени. Но как-то случайно, пару лет назад, я обнаружила в интернете «Дневник Васи Баранова» – подростка, угнанного в Германию из деревни Мереновка Стародубского района. Их угнали с моим дедушкой из соседних поселений в одно и тоже время.

И я читала дневник Васи Баранова о его тяжелой жизни в неволе и представляла, как было это всё у его тезки, моего дедушки Васи.

После освобождения Германии советскими войсками – дед вступил в Красную Армию, освобождал Прагу. Потом до 1950 года служил в Мурманской области срочную службу. С ним я тоже никогда не виделась. Он умер в 1975-м, за 20 лет до моего рождения. Ему было всего 49 лет. В этом же году, незадолго до смерти, он получил свою медаль «За освобождение Праги». 30 лет она искала своего героя. Документы на медаль у дедушки были ещё со времен войны, а самой медали – не было. Сейчас она хранится у его старшего сына, моего дяди Вити в Тюменской области. На 9 мая он надевает ее на Парад Победы – так отдает отцу дань памяти.

Мы все её, эту дань, отдаём. Например, когда идём в Бессмертном полку, несём его фото. И «идёт» молоденький красноармеец Вася Яковенко по улицам Клинцов, Тюмени, Воронежа. В 2017 году я возила его фото на празднование Дня Победы в Санкт-Петербург. Сам он, конечно, там при жизни побывать не смог. Но вот так, чисто символически, прошёлся вместе со мной и моей сестрой по Невскому проспекту.

Конкурс

Бессмертный полк, 2017 в Санкт-Петербурге



В этом году я хотела, чтобы мы прошлись с ним по улицам Москвы. Там он тоже не бывал. Ну ничего, наверстаем в будущем году.

Ещё, уже несколько лет я беру на Бессмертный полк фото дедушкиных сослуживцев. Его пару лет назад нашла у родственников из Брянска моя тётя. На черно-белом снимке изображены девять мужчин разных возрастов. Я не знаю: выжили ли они, есть ли у них дети, внуки, несет ли кто-то в Бессмертном полку их фотографии? И, если нет – то, получается, они всё равно вот так вот идут в строю, вместе со мной. Вернее, я с ними. Двадцатипятилетняя внучка Победы.

Конкурс

Сослуживцы



Час за часом я штурмую оцифрованные военные архивы, ввожу фамилии, имена, стараюсь подобрать дату рождения, выбрать нужный военкомат. Каждый раз, когда нахожу информацию о ком-то из родных – сердце сжимается от невероятного трепета. И я внимательно рассматриваю эти пожелтевшие карточки и читаю, что написано слегка поблёклыми фиолетовыми чернилами.

«Скрытно провёл всю захватгруппу к траншеям противника и, во время нападения на огневую точку, уничтожил двух фашистов» – это про брата моего дедушки Васи – Александра. Так написано в его приказе о награждении к медали «За отвагу». «Участвуя в выполнении боевой задачи с разведчиками по захвату языка противника, отбивая контрнаступление, лично убил трёх немецких солдат, был тяжело ранен и эвакуирован в госпиталь» – а это в приказе к «Ордену Славы 3 степени».

Я ввожу имена двоюродных братьев и дядь бабушки, отцов моих твоюродных тёть, отцов маминых подруг, дедушек своих друзей, просто фамилии односельчан. Я читаю, рассматриваю отсканированные записи о наградах, личные дела. И, как будто, немножечко все они становятся мне ближе. И война тоже ещё ближе становится. Но этот поиск, эта новая информация – это уже не та щемящая боль, которую я обычно испытываю, читая военную литературу или смотря тяжёлое кино о том времени. Это скорее трепетное чувство единения с людьми, которых ты никогда не видел вживую, но благодаря которым ты живёшь.

Пока моя бабушка Аня, та самая Ганка, была жива, каждый год она носила в церковь к специальной службе на 9 мая список воинов. В этом списке 18 человек. И это не только наши близкие родственники. Там также записаны воевавшие родственники друзей и знакомых. Сейчас эту традицию продолжает моя мама.

«В селе в каждом доме кто-то умер. А списки подали только несколько человек» – вот она невеселая констатация праздничной церковной службы к 9 мая.

Все мои бабушки и дедушки проживали в годы войны в Брянской области, хотя и в разных её районах. Война застала мою бабушку Аню в 13 лет. В этом возрасте я ездила по городским олимпиадам, ходила в краеведческий кружок и читала про приключения Гарри Поттера. Моего дедушку Васю в 17 лет угнали на работу в Германию. Я в 17 лет переехала для учёбы в университете в Воронеж. Моя бабушка Наташа в 24 года проводила мужа на фронт, не зная, что за время войны потеряет двоих детей. Я в 24 переехала в Москву: строить жизнь и карьеру. Мой дед Иван ушёл на фронт в 32. Я не знаю, что будет со мной в 32, но я думаю, что судьба будет ко мне благосклоннее и в этом возрасте. Она в любом возрасте будет благосклоннее ко мне, нежели ко всем ним. Людям, в чьей жизни была эта страшная война. На любом: будь то солдат, труженица тыла, угнанный в Германию подросток, осиротевшая девочка в оккупированном селе – она на каждом оставила отпечаток, который не стереть ничем. Всю свою жизнь я стараюсь быть достойной памяти всех людей, перечисленных в этом тексте и ещё почти 30 миллионов погибших, людей, которых я не знала, но которые погибли, чтобы я жила, чтобы все мы с вами жили…

Фотографии из семейного архива

______________________________________________________________________
Присоединяйтесь к СМИ Клинцы.Инфо в социальных сетях!

ВК - https://vk.com/klintsyinfo
Телеграм - https://t.me/klintsyinfo
OK - https://ok.ru/klintsyinfo
YouTubehttps://www.youtube.com/channel/UCtuzJDrrUyf-05Ytd69zhHA/videos?shelf_id=0&view=0&sort=dd
TikTok - https://www.tiktok.com/@klintsy.info



Поделитесь ссылкой:



Комментарии:


Другие новости этой рубрики:

 Клинцы.ИНФО – городской информационно-деловой портал

© 2008-2024. Все права защищены и охраняются законом.
Контактный телефон редакции: +7 900 36-55-000
e-mail редакции: admin@klintsy.info

© Клинцы.Инфо - При копировании материалов прямая ссылка обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-66882 от 22 августа 2016 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и главный редактор В.Д. Шик

  Яндекс.Метрика