Клинцы.ИНФО – городской информационно-деловой портал

Вступайте в группы Клинцы.Инфо в соцсетях!

Клинцы.Инфо ВконтактеКлинцы.Инфо в ОККлинцы.Инфо в ФейсбукеКлинцы.Инфо
в ТвиттереКлинцы.Инфо в Instagram Клинцы.Инфо в Телеграм -Клинцы.Инфо в YouTube

Клинцы.ИНФО

Реклама в Клинцах, Брянской области

 
Логин:  Пароль: 
 
  Регистрация   Забыли пароль?  
Новости Погода Каталог Горсправка Афиша Работа Недвижимость Авто Объявления Форумы Реклама Видео

 

Промсвязьбанк (ПСБ) в Клинцах

АО «Клинцовский автокрановый завод»

Дом.ru

Кафе «Айвенго»

Фитнес-клуб Fit City г. Клинцы

ООО «Инновационный завод «Клинценбау»

Автошкола ДОСААФ, Клинцы

Садовый Центр «Зеленый сад»

Студия музыкально-эстетического развития «Восторг» город Клинцы

Круглосуточная автомойка самообслуживания Клинцы

Изготовление памятников ул. Станционная 1 Б

Новости Клинцов

 

Публикации

Новости и события

Новости компаний

 

Архив новостей


     

Поделиться новостью

Вы можете бесплатно отправить новость нашему редактору для публикации »

Об основателях слободы Клинцы (Стародубье) и об административном устройстве Дворцовой Даниловской волости

13.01.20 00:30
Прочтений новости 884

Новости

Фото новости

Р.И. Перекрестов
Об основателях слободы Клинцы (Стародубье) и об административном устройстве Дворцовой Даниловской волости
(Взгляд на историю Даниловской волости Ярославской области из Брянской области)





Взгляд на историю Дворцовой Даниловской волости начала XVIII в. не из Костромы или из Ярославля, а из далекой Брянской области, пусть не покажется неожиданным. Интерес к Даниловской волости возник не случайно. Занимаясь историей заселения старообрядцами пространства Стародубского полка Малороссии во второй половине XVII – начале XVIII в. и историей города Клинцы, Брянской области, оказалось, что город Клинцы был основан крестьянами Дворцовой Даниловской волости, тогда Костромского уезда (ныне Ярославской области). И этот факт подтолкнул заглянуть туда, откуда пришли братья Клинцы, основавшие мой город.

Во-вторых, две слободы «Государевой волости описных раскольничьих слобод» Малороссии (Стародубье) были основаны выходцами из Дворцовой Даниловской волости – это Клинцы и Еленка. Две слободы, Воронок и Митьковка, осажены крестьянами из Ярославского уезда.

В-третьих, после изучения переписи населения Государевой волости 1729 г. оказалось, что из 830 семей, населявших 16 слобод Стародубья, выходцами из Дворцовой Даниловской волости назвали себя 78 семей.

Нас интересовали селения Даниловской волости прежде всего потому, что основатель слободы Клинцы был родом из приселка Николы Хабарова Дворцовой Даниловской волости.

В переписи обывателей Государевой волости раскольничьих слобод Малороссии 1729 г. мы обратили внимание, что из 95 семей переселившихся в Стародубье из Даниловской волости, из дворцовых деревень бежали – 78 семей, из помещичьих – 16 семей, и один ямщик, итого – 95 семей. То есть, Даниловская волость представляла некое лоскутное образование, где соседствовали дворцовые и частновладельческие крестьяне. Где-то в деревнях помещику принадлежал один или несколько дворов, а где-то помещичья деревня стояла в окружении дворцовых деревень.

Было также отмечено, что крестьяне Дворцовой волости своим прежним местом жительства называли «приселок» или «деревню» в составе «приселка».

В «Ландратских книгах» Костромского уезда Московской губернии, датируемых 1710-м и 1719-м годами, мы нашли переписные ведомости населения Дворцового села Даниловского, и всей Даниловской дворцовой волости. Мы искали списки «пустых дворов», среди которых можно найти фамилии людей, бежавших в Стародубье, и попутно обращали внимание на неизвестные ранее нам сведения. Неожиданно представилась возможность сравнивать административное устройство «Дворцовой Даниловской волости» и «Государевой волости описных раскольничьих слобод Малороссии», находить сходство и различия. Глубоких исследований административного устройства и хозяйственной деятельности Дворцовых волостей XVI – XVII веков мы тогда не обнаружили, и сравнительное исследование давало более цельное представление по данному вопросу.

В поисках приселка Николы Хабарова мы обнаружили, что в Дворцовой Даниловской волости есть и другие приселки: приселок Барлов и приселок Реброво, что это обычные деревни, наделенные административными полномочиями, распространяющимися на несколько десятков деревень. По данным переписи 1719 г., к приселку Барлову было приписано 52 деревни, а к приселку Реброво – 92 деревни и представлены списки названий этих деревень . И никаких сведений о приселке Николы Хабарова.

Вернувшись к «скаскам» обывателей раскольничьих слобод Малороссии мы привязали их деревенские адреса к соответствующим приселкам и оказалось, что из приселка Барлова и подчиненных приселку деревень бежало в Стародубье 2 семьи, из приселка Реброва и деревень бежала 31 семья, а из приселка Николы Хабарова – 11 семей. Особняком, вне приселков, стояли жители дворцового села Даниловского, таких было 27 семей. Две семьи из д. Якуниной и из Голубцово остались вне этой административной разметки.

Стала складываться более полная картина устройства Дворцовой Даниловской волости. Но найти приселок Николы Хабарова и в деле «Сказки о пустых дворах… 1710 г.» не удалось.

В июле 1710 г. «на съезжем дворе перед стольником Иваном Федоровым Тяпкиным старосты Дворцового села Даниловского Афанасий Федоров и Федот Никитин сказали, что по переписным книгам 1679 и 1680 годов к Дворцовому селу Даниловскому в приселках Барлове и Реброве, в разных деревнях волостных, крестьянских и бобыльских написано 1510 дворов». А «по переписи нынешней 1710 г. по приезду переписчиков опустело 733 двора» .
Судя по показаниям старост села Даниловского, уже в 1679 и 1680 гг. приселка Николы Хабарова не было. Можно предположить, что при столь массовом запустении селений Дворцовой Даниловской волости население приселка Николы Хабарова сошло полностью еще в 1670-е годы и деревни запустевшего приселка присоединили к приселку Реброво, в котором деревень стало почти в два раза больше, чем в приселке Барлова.

Такое предположение имеет подтверждение в показании Василия Афонасьева сына Клинца, он же Павлов, 80 лет, который в 1736 г. дал «скаску», что он «Костромского уезду житель из села Мохова крестьянин помещика князя Дмитрия Петровича Володынского и оттоль вышел в Малороссию тому лет с 60» (л. 396 об.). Соответственно Василий Клинец бежал из Даниловской волости в 1676 году. Возможно, что и братья Клинцы ушли из Приселка Николы Хабарова в те же годы, до переписи 1679 года. В истории старообрядческого Стародубья много случаев, когда новые слободы заселяли крестьяне, сбежавшие в Стародубье и жившие в одной из старообрядческих слобод не одно десятилетие, они знали местные порядки и законы и обращали их в свою пользу. Польза состояла в предоставлении новоселам льготы от налогов на 5 – 7, а иногда и на 10 лет.

Занявшись изучением происхождения топонима «слобода-город Клинцы», мы выяснили не только историю семьи по фамилии Клинец, но отчасти административное устройство Даниловской волости.

Основателем слободы Клинцы в 1707 г. был Василий Афонасьев сын Клинец (Клинцов). Бурмистром (старостой) слободы Клинцы в 1729 г. был Павел Афонасьев сын Клинец.

Топоним «Клинцы» как название слободы впервые появляется в переписи полковника Ергольского 1715 года, проведенной спустя 8 лет от начала заселения слободы .

А имя осадчего – того, кто начал осаживать (заселять) слободу Клинцы, находим в переписи обывателей описных раскольничьих слобод Государевой волости Малороссии 1729 г., проведенной капитаном Брянчаниновым. В документе сказано: «Оную слободу сначала осаживал… Василей Афонасьев сын Клинцов» .

На первый взгляд связь между названием слободы и фамилией человека, осаживавшего слободу, очевидна.
Если же рассматривать топоним «Клинцы», как производное от имени человека «Василий Клинцов», то невольно возникают лингвистические затруднения. Законы русского языка подсказывают, что поселение следовало назвать слобода «Клинцова», или слобода «Клинцовая», подобно тому, как улица «Дзержинского» города Клинцы некогда носила название «Клинцовая». То есть, топоним должен был отражать «единственное число», в то время как топоним «Клинцы» свидетельствует о множественном числе.

Происхождение названия слободы становится более понятным при сравнительном изучении двух переписей обывателей слободы Клинцы 1729 и 1736 годов.

В переписи слободы Клинцы 1729 г. приведены имена трех однофамильцев, владельцев собственных дворов.
О первом из них сообщает запись на полях, предваряющая перепись обывателей слободы Клинцы 1729 г.: «Оную слободу сначала осаживал Костромского уезду Дворцовой Государевой Даниловской волости крестьянин приселка Николы Хабарова Василей Афонасьев сын Клинцов» . (л.105.)

Имена других его однофамильцев приведены ниже в «скасках», которые записывались со слов обывателей – жителей слободы: «Во дворе (№ 9,0) Василей Афонасьев сын Клинец, 62 лет, Костромского уезду Дворцовой Государевой волости крестьянин деревни Якуниной, пришол в 707-м году» (л.107).

«Во дворе (№ 10,0) Павел Афанасьев сын Клинец, 55 лет, Костромского уезду Дворцовой Государевой волости крестьянин приселка Николы Хабарова, пришол в 707-м году» (л.107 об.) .

Все трое пришли на поселение слободы в 1707 г., а в 1715 г. были переписаны полковником Гр. Ергольским, о чем и сказано в переписи капитана Брянчанинова 1729 года.

К моменту переписи Брянчанинова, то есть к 1729 г., в слободе Клинцы из трех первопоселенцев с фамилией Клинец остались только двое: Василий Афанасьев сын Клинец «из деревни Якуниной» и Павел Афанасьев сын Клинец «из приселка Николы Хабарова». А бывший осадчий слободы Василий Афанасьев Клинцов «из приселка Николы Хабарова» в 1729 г. в слободе не проживал и никаких сведений о его судьбе в тексте «скаски» не дано: был ли он «в бегах», «отлучился», или «умер». Очевидно, что все трое – родственники. Все они из «Дворцовой Государевой Даниловской волости». При этом двое: Василий Афанасьев сын Клинцов (бывший осадчий) и Павел Афанасьев сын Клинец (нынешний бурмистр) пришли из приселка Николы Хабарова, а второй Василий Афанасьев сын Клинец – из деревни Якуниной, расположенной в 1 версте от деревни Хабарова и 2 верстах от погоста Хабарова Даниловской волости Костромского уезда. Мы предполагали поначалу, что «деревня Хабарова» и была «приселком Николы Хабарова».

Различие написания фамилий: «Клинцов», «Клинец» обусловлено нарушением переписчиком законов грамматики. Так, в тексте «скаски», где запись сделана со слов опрашиваемого жителя слободы, фамилия звучит: «Клинец». Там же, где переписчик дает «своё» пояснение к тексту, фамилия получает окончание «ов»: «Клинцов». Сравним записи. На листе 107, в «скаске», записанной со слов владельца двора, сказано: «Во дворе Василей Афонасьев сын Клинец 62 лет». А на листе 112, предваряя «скаски» обывателей, живущих во дворе Василия Клинца, переписчик делает уточняющую запись: «Во дворе у Василея Клинцова: сосед...». Так же поступил переписчик и с фамилией слободского бурмистра Павла Клинца. В «скаске», записанной со слов владельца двора – слободского бурмистра, сказано: «Павел Афонасьев сын Клинец 55 лет...» (л.107 об.) А в начале текста «скаски» в сноске на полях, сделанной переписчиком, записано: «О сей слободе скаска за руками бурмистра Андрея Панова (и) той слободы бурмистра Павла Клинцова ...» (л.105.)

Переписчик, когда записывает фамилию в именительном падеже, пишет: «Клинец». При образовании формы родительного падежа следует писать: «Клинца», но переписчик пишет: «Клинцова». При возвращении от формы родительного падежа «Клинцова» к именительному падежу неизбежно появляется форма записи «Клинцов». При таком «вольном» использовании переписчиком падежных окончаний фамилия «Клинец» легко превращается в фамилию «Клинцов».

Поэтому более вероятно, что осадчий «Василий Клинцов» «из приселка Николы Хабарова» также носил фамилию «Клинец», а не «Клинцов».

Следующая перепись жителей слободы Клинцы 1736 года, ещё больше убеждает, что обыватели слободы с фамилией «Клинец», изначально не носили фамилию «Клинцов».

В записи, предваряющей перепись 1736 г., где помещались сведения кем и когда была заселена слобода, в отличие от переписи 1729 г. уже не вспоминается имя основателя слободы. Как и в 1729 г., его нет среди обывателей слободы.
При описании дворов находим, что «Василей Афонасьев сын Клинец», который в 1729 году сказал, что он из деревни Якуниной, записан теперь «Василей Афонасьев сын Середа, 70 лет». То, что это один и тот же человек, свидетельствует «соседское» окружение. Во дворе Василия Афанасьева сына Середы живут те же «соседи», какие жили 7 лет до того во дворе, который возглавлял «Василей Афонасьев сын Клинец 62 лет». Он по-прежнему «холост» и прибавка в возрасте соответствует разнице в годах между двумя переписями. (л.389).

Владелец другого двора, Павел Афанасьев сын Клинец, в 1736 г. стал старше на 7 лет, овдовел, живет с детьми, он же бурмистр слободы. Имена домочадцев в обеих переписях совпадают (л.392).

Но в переписи 1736 г. появляется новое действующее лицо с фамилией Клинец. Сначала переписчик сообщает, что «Во дворе новоопределенного вышедшего из заграницы у Василия Афанасьева сына Клинца живут соседи…» (л.390 об.).

Может быть это вернулся из бегов осадчий слободы. Но его «скаска» не совпадает со «скаской» осадчего. В разделе переписи, где приводится подробное описание семьи хозяина этого двора, говорится: «в той слободе Клинцы определен на житье ... вышедший из за границы ... Василий Афонасьев сын Клинец, он же Павлов, 80 лет, Костромского уезду житель из села Мохова крестьянин помещика князя Дмитрия Петровича Володынского и оттоль вышел в Малороссию тому лет с 60» «жена Василиса Тимофеева дочь, ... сын Осип» (л. 396 об.). То есть этот Василий не из приселка Николы Хабарова, а из деревни Мохова.

А в разделе переписи, где приведены сведения обо всех бежавших ранее из слободы жителях, переписчик записал: «Василей Афонасьев сын Павлов з женою Василисою, з детьми Иваном и Осипом... был в бегах, окладу на нем было 3 рубли. И оной Василей из бегов возвратился в 1734 году» (л. 405.) .

Василий Афанасьев сын Клинец-Павлов родом из той же Даниловской волости Костромского уезда, откуда бежали его родственники по фамилии Клинцы. Село Мохова отстоит от деревни Якунино в 5 верстах, а от деревни Хабарово в 5,5 верстах.

Таким образом, в списке однофамильцев появился третий Василий Клинец, полный тезка двум предыдущим Василиям.

В отличие от переписи 1729 г., переписчик 1736 г. ставит фамилию Клинец в родительном падеже правильно – «Клинца». Переписчики нигде не используют фамилию «Клинцов» и её родительный падеж – «Клинцова», убеждая нас в том, что первопоселенцы слободы называли себя фамилией Клинец, а не Клинцов.

Будет правильным признать, что три Василия Афанасьева по фамилии Клинец – родные братья. На это указывают различительные «прозвища». Например, один из братьев Василиев в 1736 г. стал называть себя «Середа». Так принято было называть среднего сына, носившего одно имя с братьями. В перепись 1729 г., в отсутствие в слободе старшего и младшего братьев, Василий Клинец не прибегал к этому «различительному» прозвищу. В 1736 г., когда в слободу вернулся старший брат-тезка, Василий вынужден был назваться «Середой». Подобным образом поступил старший тезка Василий Афанасьев сын Клинец, добавивший к своей фамилии различительное прозвище «Павлов».

Старший Василий Клинец-Павлов отсутствовал в слободе Клинцы несколько лет. Слободу он покинул между переписью 1718 и переписью 1729 годов. Возможно, вместе с ним ушел из слободы другой младший брат осадчий Василий Клинец (Клинцов), который был «из приселка Николы Хабарова». Несколько лет Василий Клинец-Павлов провел за границей в Польше. Это очевидно, поскольку в «скаске» 1736 г. сказано, что Василий Клинец-Павлов со своим семейством определен в слободу Клинцы «указом из канцелярии министерского правления». Канцелярия, согласно Высочайшему указу, заселяла старообрядческие слободы Стародубья только выходцами из-за границы Польши.

В слободу Клинцы из-за Польской границы не вернулся старший сын Василия Клинца-Павлова Иван. Возможно, там же за границей остался Василий Афанасьев сын Клинцов (Клинец), который «из приселка Николы Хабарова».
По возвращении в слободу Клинцы в 1734 г. Василий Афанасьев сын Клинец-Павлов не поставил новый двор, а занял свой прежний двор с живущими во дворе «соседями». Если в переписи 1729 г. двор отсутствующего Василия Клинца-Павлова возглавлял Константин Иванов сын Грезин, 75 лет, то в 1736 г. Еремей Константинов сын Грезин со своим семейством живет в одном дворе с Василием Клинец-Павловым и числится в его «соседях». Имена других «соседей» внутри этого двора прежние.

Сводные сведения о первопоселенцах слободы с фамилией Клинец:

- Василий Афанасьев сын Клинец-Павлов, 1656 г.р., из с. Мохова.
- Василий Афанасьев сын Клинец-Середа, 1667 г.р., из деревни Якуниной.
- Василий Афанасьев сын Клинцов, г.р.(?), из приселка Николы Хабарова – он же «осаживал» слободу Клинцы.
- Павел Афанасьев сын Клинец 1674 г.р., из приселка Николы Хабарова.

История семей с фамилией Клинец заканчивается 1736 годом. Через 30 лет в перепись 1767 г. следующее поколение первых поселенцев слободы назвали себя фамилией Клинцов, оставив прежнее написание фамилии Клинец.

Подводя итог обзора переписей слободы Клинцы за 1729, 1736 и 1767 годы, можно отметить, что слободу Клинцы в 1707 г. заселило несколько семей с фамилией Клинец (4 семьи). Первым осадчим и первым старостой (войтом) слободы был Василий Афанасьев сын Клинец (Клинцов) «из приселка Николы Хабарова». В 1729 году бурмистром слободы был Павел Афанасьев сын Клинец (Середа) «из приселка Николы Хабарова». Таким образом, вся полнота местной слободской власти в течение почти 30 лет была сосредоточена в руках родственников-однофамильцев.

Братья Клинцы стали первопоселенцами слободы, братья Клинцы в течение нескольких лет были в своей слободе наиболее многочисленной группой однофамильцев, братья Клинцы определяли, где отвести землю под усадьбу, под пахоту, сенокосы новоселам, братья Клинцы делали раскладку налогов. Братья Клинцы были первыми старостами слободы. Естественно, слобода, где жили братья Клинцы, стала носить их имя. Топоним «Клинцы» – памятник людям, носившим забытую с годами фамилию «Клинец».

Мы пытались отыскать в архивных переписях жителей Даниловской волости людей с фамилией Клинец или Клинцов, но не нашли. Этимология фамилии Клинец, по нашему мнению, связана с профессией, которая в настоящее время называется штукатур, а в XVII в. называлась клинец, от слова клинцовать, клинцевать – вбивать «клинки» в бревна сруба под обмазку стены глиной – штукатурить. Тот же клинец заготовлял клинки в большом количестве для предстоящей работы, а затем вбивал в стены и замазывал мокрой глиной. В те времена шалевку под штукатурку не набивали из-за дороговизны гвоздей. Шалевка – это узкая щепа длиной до двух аршин, набивалась на стену сруба крест накрест. Образовавшуюся решетку увлажняли водой, а затем обмазывали глиной – штукатурили.

Надо полагать, что предки основателей слободы Клинцы занимались клинцеванием. Не исключено, что клинцевание было востребовано во вновь заселяемой слободе, в которой ежегодно появлялось несколько новых изб. И братья основателя слободы зарабатывали на пропитание своей исконной профессией.

Проследив по переписям и ревизским сказкам судьбу потомков основателей слободы, мы обнаружили, что мужчины с фамилией Клинцов всегда были рабочими. В XVIII в. они нанимались на разную работу к богатым односельчанам. В XIX в. работали ткачами на суконных фабриках потомков первопоселенцев, носивших другие фамилии. Клинцовы оставались верны рабочей профессии (станочник, ткач) и при Советской власти, пока «перестройка» не уничтожила в г. Клинцы все текстильные фабрики, а заодно радиозавод (производство чипов, плат и др.), литейный и металлообрабатывающий заводы, а также завод Текстильного машиностроения, производивший ткацкие станки с числовым программным управлением, поступавшие на рынки Ближнего Востока и Африки. В годы «перестройки» через триста лет после основания слободы Клинцы, все носители фамилии «Клинцов», оставшись без работы, покинули город Клинцы навсегда.

Представленные сообщения порождают ряд вопросов, например, каковы причины бегства крестьян из Даниловской волости, в чем различия и сходство между двумя государевыми волостями (Дворцовой Даниловской и Государевой раскольничьей в Малороссии), почему братья Клинец оказались крестьянами разных деревень и даже разных землевладельцев? Почему поселение на Стародубье названо было слободой, а не деревней? Кто наделил Василия Клинца полномочиями заселять (осаживать) слободу в Стародубье? Что привнесли крестьяне из России в культуру местного малороссийского крестьянства, и другие вопросы, которые можно обсудить в следующих публикациях.

Перекрестов Ромуальд Игоревич, автор монографий: «Клинцовский летописец» (2004, 2007), «Посад Ардонь и село Богородицкое», т. 1 и 2. (2012), «Ксенос», т. 1 и 2. (2013), «Клинцы, год 1917-й», т. 1 и 2. (2017) и многочисленных статей в научных сборниках, в том числе и в Ярославском: «XVII Научные чтения, посвященные памяти Ир. Павл. Болотцевой» 2012 г.





I РГАДА Ф. 350, оп. 2, ч. 1, г. 1719, д. 1510, л. 877 об.-893; 894-922.
II РГАДА Ф. 350, д. 231, № 16, г. 1710. л. 1.
III «Дело о переписи и обложении податью раскольников Стародубского полка». ЦГИА Киев. Ф.59, оп.1, д.14, лл.1-18]. Перепись не сохранилась. Но на неё ссылаются и с ней сравнивают свою работу переписчики 1729 года.
IV РГАДА ф.248, оп.29, кн.1797, лл.105.
V РГАДА ф.248, оп.29, кн.1797, лл.105,107,107 об.
VI РГАДА ф.248.оп.29.е.х.1838.лл.348-406 об.




Поделитесь ссылкой:


Комментарии:


Другие новости этой рубрики:

Новости компаний

Все новости компаний Клинцов

© 2008-2020. Все права защищены и охраняются законом.
Контактный телефон редакции: +7 900 36-55-000
e-mail редакции: admin@klintsy.info

© Клинцы.Инфо - При копировании материалов прямая ссылка обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-66882 от 22 августа 2016 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и главный редактор В.Д. Шик